Такую возможность могут предоставить организациям, которые понесли убытки из-за введения антироссийских санкций.
Независимое информационное агентство Интерфакс, ссылаясь на осведомленный источник, поделилось новостью о текущем положении моратория на банкротство.
По заявлению источника, поручение о проведении данной работы поступило от первого вице-премьера Андрея Белоусова. Заинтересованные ведомства еще в начале августа получили официальное предписание о необходимости проведения анализа актуальной ситуации в разных отраслях экономики.
На основании полученной информации им полагается передать «обоснованные предложения» в Министерство экономического развития на предмет того, будет ли целесообразным после 1 октября продлить мораторий на банкротство для организаций по отдельным видам экономической деятельности, пострадавшим из-за введенных против России санкций. При этом идея продлить мораторий в том виде, в котором он действует на данный момент, то есть распространяется в частности на физических лиц и индивидуальных предпринимателей, не была поддержана ни министерствами, ни Федеральной налоговой службой, ни Центробанком России.
5 сентября Минэкономразвития предоставило вице-премьеру доклад, где изложено предложение не продлевать действующий мораторий после 1 октября. Нецелесообразность продления объясняется тем, что основные цели моратория были достигнуты, а компании, которые столкнулись с проблемами из-за санкций, могут найти поддержку государства через отраслевые меры.
Заинтересованные ведомства также поддерживают идею того, что мораторий в том виде, в каком он действует сейчас, продлевать не следует. До конца сентября он все еще будет распространяться на всех физических и юридических лиц (исключение – застройщики, внесенные в реестр «проблемных»), а также индивидуальных предпринимателей, независимо от того, повлияли ли на них антироссийские санкции и какое у них финансовое положение.
Если все же мораторий будет продлен, его характер должен измениться со всеобъемлющего, на избирательный. Например, Министерство транспорта РФ и Центробанк предлагают прибегнуть к практике первого моратория, который распространялся в 2020 году на лиц из экономических отраслей, понесших наибольшие потери в связи с пандемией COVID-19.
Они считают, что при сложившейся ситуации в стране можно таким же образом составить перечень отдельных категорий экономической деятельности, которые больше всего пострадали из-за санкций. Таким образом круг, подпадающий под защиту государства, будет ограничен.
Интерфакс говорит о том, что ФНС придерживается аналогичной позиции, считая, что мораторий должен распространяться только на юридических лиц, которые одновременно соответствуют двум требованиям:
-
они столкнулись с риском банкротства непосредственно из-за санкций, введенных против России;
-
профильное министерство подтверждает факт того, что их платежеспособность может восстановиться в дальнейшем.
Также источник Интерфакса заявляет, что представители Министерства промышленности и торговли и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства озвучили предложение включить в список «защищенных лиц» застройщиков, не внесенных в реестр «проблемных», организации рыбохозяйственной и агропромышленной отрасли, а также автопроизводителей.
Центробанк России считает, что для физических лиц в продлении моратория нет необходимости. Для граждан уже введены меры соцподдержки, к примеру, кредитные каникулы.
ФНС и Минэкономразвития обсуждают предложение того, что нужно таким образом расширить полномочия правительства, чтобы у него была возможность вариативно использовать последствия моратория, которые предусмотрены законом о банкротстве, для отдельных категорий неплательщиков.
Отдельные последствия были подвергнуты критике. К примеру, банки и ФНС раскритиковали правило, позволяющее замораживать зачисление неустоек и принудительное взыскание по задолженностям, которые образовались до вступления в силу моратория. Налоговики опасаются, что даже компании, которые еще остаются платежеспособными, «получат возможность уклоняться от своих финансовых обязательств или исполнять их выборочно без имеющихся на то оснований», а это может привести к убыткам для их контрагентов.